Спортпрототип САРМА 2 EVOLUTE претендует на рекорд, который держался почти 50 лет
Уникальный электрический спортпрототип САРМА 2 EVOLUTE показал свои возможности на фестивале автоспорта «Дни Скорости на Льду Байкала» 2024, который прошел в проливе Малое Море озера Байкал в Иркутской.
САРМА 2 EVOLUTE
САРМА 2 EVOLUTE — уникальный продукт, в создании которого принимали участие ведущие российские конструкторы. Прототип был построен с использованием компонентов от отечественных поставщиков, которые проходят испытания в составе российских электромобилей EVOLUTE и будут применяться в серийном производстве этих электромобилей на заводе марки в Липецкой области в самой ближайшей перспективе.
Идейным вдохновителем проекта стал организатор фестиваля Андрей Леонтьев, также являющийся основателем команды LAV Racing. Масса прототипа САРМА 2 EVOLUTE составила всего 750 кг. Создание трубчатой рамы и обвеса, как и вся сборка, происходили под руководством Станислава Лыжина — эксперта по постройке картинговых болидов и гоночной техники, который также отвечал за постройку первой версии болида САРМА. Сборка САРМА 2 EVOLUTE осуществлялась в Волгограде силами конструктора Анатолия Шубина и его команды.
Прототип САРМА 2 EVOLUTE обладает отличительной особенностью — постоянным полным приводом, реализованным через карданный вал. Важно было создать такой вал, который бы не изменял центр тяжести болида, поэтому он состоит из нескольких элементов, огибающих кокпит.
Аккумулятор прототипа разработан конструкторами и инженерами компании «Системы Автономной Энергии» (САЭ), которая ведёт тесное сотрудничество с Физико-Техническим институтом имени А.Ф. Иоффе. Прототип САРМА 2 EVOLUTE получил комплект из двух тяговых батарей, расположенных симметрично вдоль левого и правого борта электромобиля. После коммутации система имеет следующие характеристики на выходе: номинальное напряжение — 350 В, номинальная ёмкость — 100 А·ч, номинальная энергия — 35 кВт·ч. Система способна поддерживать длительные высокие значения силы тока, достигающие 500 А, и отличается высокими показателями надежности, характерными для высоковольтных батарей, которые используются в электробусах и троллейбусах с автономным ходом.
Для удобства эксплуатации и обслуживания в кабину пилота была встроена собственная система мониторинга состояния батареи САЭ Remote, позволяющая отображать такие параметры, как уровень заряда, температура, напряжение и сила тока.
В компании поясняют, что для конкретного проекта требуется очень мощная батарея, но при этом не обязательна высокая емкость, так как основные требования к данному электромобилю — быстрый разгон и максимальная скорость. Плюс требуется максимально простое решение с точки зрения взаимодействия с остальными узлами, которое уже интегрировалось в существу��щую силовую электрическую систему.
Что касается электропривода, то он был реализован компанией «Приводная техника». Его особенность заключается в том, что он может работать в большом диапазоне нагрузок и тем самым быть применимым на различных классах электромобиля. Также он имеет отличные массогабаритные характеристики и высокую удельную мощность.
В качестве силовой установки используется синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, в состав которого входят мотор, редуктор и силовой инвертор. Электропривод EDM-60/120 расположен продольно и обладает номинальной мощностью 60 кВт, а его пиковая мощность достигает 120 кВт. В результате, мотор выдает 14 000 об/мин.
Директор Департамента электротранспорта НТЦ «Приводная Техника» Антон Пашигорев отмечает важность создания и обкатки спортпрототипов: «Командная работа даёт возможность отработать все нюансы калибровки электродвигателя с другими компонентами и демонстрирует нашу экспертизу. Кроме того, благодаря рекордным заездам, мы можем понять максимум, который на практике выдает наш электропривод. Мы на деле проверяем характеристики мотора, программно увеличиваем его предел. И этот результат мы применяем в наших серийных изделиях для клиентов».
Попытка установления рекорда скорости
В заезде на 1 километр с хода за рулем болида CАРМА 2 EVOLUTE выступила Анастасия Нифонтова — известная российская авто и мотогонщица, мастер спорта международного класса по мотоциклетному спорту, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту. А также, в заезде на 1 км с места за рулем САРМЫ 2 EVOLUTE выступал один из создателей прототипа — Станислав Лыжин.
В гонке с ходу на дистанцию в 1 км, САРМА 2 EVOLUTE продемонстрировал максимальную среднюю скорость 186,248 км/ч, что выше чем существующий рекорд в классе, который составлял 161,700 км/ч. Во время заезда были использованы стандартные шипованные шины Ikon Tyres Nordman 8 от российского производителя Ikon Tyres, специализирующегося на создании зимней резины для сложных климатических условий.
В компании LAV Production, отвечающей за проведения фестиваля, отмечают, что Анастасия Нифонтова сумела реализовать задумку создателей электрического болида — Станислава Лыжина и Анатолия Шубина. Таким образом, САРМА 2 EVOLUTE претендует на то, чтобы побить рекорд 1977 года в классе А-VIII-2 (специально подготовленные электромобили массой от 500 до 1000 кг), который держался 47 лет.
Зафиксированные данные будут переданы в Российскую автомобильную федерацию (РАФ) для рассмотрения на Совете по спорту и последующего утверждения рекордов.
Подробнее о фестивале автоспорта «Дни скорости на льду Байкала» — на официальном сайте icerecords.ru
Информация о моделях EVOLUTE — на сайте www.evolute.ru и в телеграм-канале evolute_electrocars.
Об ООО «Моторинвест»
В марте 2022 года ООО «Моторинвест», Минпромторг и Липецкая область подписали первый в России специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0) по внедрению технологии производства электромобилей. Инвестиции производителя превысят 13 млрд руб. за 11 лет действия контракта. В рамках развития производства электромобилей в проекте принимает участие технологический партнер марки из КНР.
28 сентября 2022 года в Липецкой области на заводе ООО «Моторинвест» состоялся запуск первого в России специализированного завода электромобилей под брендом EVOLUTE. Производственный цикл предприятия включает сварку, окраску, сборку (CKD). На первом этапе развития проекта будет производиться крупноузловая сборка (SKD). Максимальная производительность завода превышает 100 000 электромобилей в год (по окрасочному производству).
В ноябре 2022 года компания открыла новое направление — развитие премиального сегмента электротранспорта в России, став импортером электромобилей глобального бренда VOYAH. Таким образом, ООО «Моторинвест» взяло курс на лидерство в основных сегментах рынка пассажирских электромобилей на территории РФ.
О Фестивале «Дни скорости на льду Байкала»
«Дни скорости на льду Байкала» — ежегодный фестиваль, инициированный компанией LAV Productions в 2010 году.
К заездам в фестивале допускаются как серийные (категория Б), так и специально подготовленные автомобили, соответствующие техническим требованиям РАФ.
Заезды проводятся на природном льду по специально подготовленной и омологированной Российской автомобильной федерацией (РАФ) трассе длиной 14−15 км, рассчитанной на среднюю скорость 300 км/ч. Рекордные попытки фиксируются по регламентам РАФ и FIA. В зависимости от категории, задача пилота — проехать определенную дистанцию с максимальной средней скоростью. К заездам допускаются как серийные, так и специально подготовленные автомобили, соответствующие техническим требованиям РАФ. Цель подобных заездов — испытать технику в тяжелых условиях, таких как низкие температуры, специфическое дорожное покрытие и высокая скорость.